В Плехановском университете состоялось расширенное заседание Общественного совета при Минобрнауки России с участием Министра Валерия Фалькова
В Белом зале исторического корпуса РЭУ им. Г.В. Плеханова состоялось заседание Общественного совета при Министерстве науки и высшего образования Российской Федерации, посвященное проекту перечня вступительных испытаний при приёме на обучение по образовательным программам бакалавриата и специалитета. Ранее проект перечня, включивший в себя предложения заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, был размещен на портале нормативных правовых актов для общественного обсуждения.
Участников заседания поприветствовали Министр науки и высшего образования РФ Валерий Фальков и Председатель Общественного совета при Минобрнауки России Александр Чубарьян. Валерий Фальков отметил значимость работы Общественного совета при Минобрнауки России для развития системы российского высшего образования и поблагодарил Плехановский университет за предоставление площадки для проведения заседания.
«Отдельные слова благодарности — Ивану Васильевичу Лобанову — за то, что мы собрались сегодня на этой прекрасной площадке кампуса РЭУ им. Г.В. Плеханова. И сегодня мы очень рады проводить заседание Общественного совета в стенах этого исторического здания. Проект приказа, о котором мы говорим, касается миллиона школьников и их родителей. Поэтому мы относимся к его обсуждению серьезно. Общественное обсуждение уже ведётся в СМИ, в телеграм-каналах, на учёных советах. Одним из его форматов является и наше заседание», — сказал Валерий Фальков.
Действующий перечень вступил в силу 1 марта 2022 года. Потребность в его обновлении обусловлена комплексным совершенствованием системы высшего образования.
Действующий перечень вступил в силу 1 марта 2022 года. Потребность в его обновлении обусловлена комплексным совершенствованием системы высшего образования.
Ректор РЭУ Иван Лобанов также поприветствовал собравшихся и поблагодарил учредителя в лице Валерия Фалькова за оказанное Плехановскому университету доверие. Иван Васильевич рассказал об истории Плехановки и отдельно подчеркнул, что РЭУ как ведущий вуз постоянно работает над улучшением качества образования:
«Плехановский университет, как один из ведущих вузов страны, имеет многолетний опыт в подготовке высококвалифицированных специалистов, востребованных для экономики страны. Мы активно участвуем в разработке образовательных программ, которые соответствуют современным требованиям рынка труда и образовательным стандартам. Наша команда экспертов постоянно работает над улучшением качества образования, внедрением инновационных подходов и технологий в учебный процесс. Для нас очевидно, что вступительные испытания играют ключевую роль в формировании будущего студентов и качества образования. Уверен, что совместными усилиями мы сможем создать эффективную систему оценки знаний абитуриентов, которая будет способствовать реализации задач по развитию системы высшего образования, поставленных перед нами Президентом Российской Федерации Владимиром Владимировичем Путиным».
Далее Александр Чубарьян передал слово Заместителю Министра науки и высшего образования Российской Федерации Дмитрию Афанасьеву, который подробно представил проект перечня вступительных испытаний при приёме на обучение по программам высшего образования. Основным нововведением стали изменения в перечне вступительных испытаний по педагогическим направлениям. Сейчас обязательным экзаменом для них, наряду с русским языком, является обществознание. В новом проекте обязательными становятся предметы, соответствующие будущим профилям педагогического образования. Кроме того, для 113 инженерных направлений и специальностей обсуждается введение экзамена по физике как обязательного по выбору вуза (сейчас абитуриенты по этим специальностям сдают строго русский и математику). Для гуманитарных направлений предложено ввести экзамен по математике в перечень предметов по выбору вуза. А для специальностей ряда направлений по профилю «Экономика» предлагается исключить из перечня предметов по выбору иностранный язык.
Члены Общественного советы при Минобрнауки России провели продуктивную дискуссию по проекту изменений в перечень, внесли свои конструктивные предложения и корректировки. В ходе обсуждения Ольга Колударова, Заместитель Министра просвещения Российской Федерации, отметила, что изменения в перечень вступительных испытаний для абитуриентов должны отвечать интересам российских школьников и способствовать их более качественной подготовке в соответствии с реалиями сегодняшнего дня. Также свои мнения по проекту перечня изменений вступительных экзаменов в вузы в очном режиме и по ВКС высказали ректоры ведущих вузов России, представители Минпросвещения России и Рособрнадзора. В частности, выдвинуто предложение вводить изменения начиная с 2026 года, чтобы у абитуриентов осталось время на подготовку.
В ходе дискуссии был поднят вопрос о формате вступительного испытания по русскому языку при поступлении на инженерно-технические специальности. По поводу перехода к зачёту по русскому языку высказывались разные, в том числе противоположные, мнения, поэтому по предложению Министра решено дополнительно проработать этот вопрос.
При этом было поддержано возвращение в новый перечень вступительного экзамена по иностранному языку при поступлении на экономику, менеджмент и управление персоналом, что не снимает более широкого вопроса о новых мерах по повышению качества приёма на экономические специальности.
В ходе дискуссии был поднят вопрос о формате вступительного испытания по русскому языку при поступлении на инженерно-технические специальности. По поводу перехода к зачёту по русскому языку высказывались разные, в том числе противоположные, мнения, поэтому по предложению Министра решено дополнительно проработать этот вопрос.
При этом было поддержано возвращение в новый перечень вступительного экзамена по иностранному языку при поступлении на экономику, менеджмент и управление персоналом, что не снимает более широкого вопроса о новых мерах по повышению качества приёма на экономические специальности.
Подводя итоги заседания, Валерий Фальков отметил, что документ скорректируют с учетом высказанных в ходе общественного обсуждения замечаний. Кроме того, изменения было предложено вводить поэтапно, разделив приложение к приказу на две части. Первая часть, включающая в себя направления подготовки, по которым состав вступительных испытаний изменится незначительно, вступит в силу уже в 2025 году, а вторая часть, предполагающая существенные новации, – только в 2026 году.
Напомним, что процедура общественного обсуждения проекта приказа завершится 10 октября.
Напомним, что процедура общественного обсуждения проекта приказа завершится 10 октября.
В Плехановском университете состоялось расширенное заседание Общественного совета при Минобрнауки России с участием Министра Валерия Фалькова