Главная Структура Аффилированные структуры Домовый храм в честь Иконы Божьей Матери «Взыскание погибших»

Домовый храм в честь Иконы Божьей Матери «Взыскание погибших»

О храме

Домовый храм открыт после реставрации в сентябре 2016 года.

Освящение храма состоялось 14 октября 2016 года.

?Настоятелем храма во имя иконы Божией Матери «Взыскание погибших» ещё в 2005 г. указом Патриарха Московского и всея Руси Алексием II был назначен протоиерей Алексей Николаевич Муравейник. Ещё начиная с 2002 г. отец Алексей проводил службы прямо на улице у стен не действовавшей тогда церкви. С мая 2005 г. служить стали в помещении храма.

История Храма

    Домовая церковь в честь иконы Божией Матери «Взыскание погибших» была построена в 1904-1905 гг. в составе корпуса Женского коммерческого училища Московского общества распространения коммерческого образования. Строительство корпуса и церкви было осуществлено благодаря первоначальному взносу купца П.Г. Котова, пожертвовавшего 150 000 рублей (из них 90 000 – исключительно на возведение домовой церкви), и взносам других членов М.О.Р.К.О. (общая стоимость здания в итоге составила 252 тыс. руб.).

     История создания IV корпуса Университета домового храма началась в 1903 г., когда у Московского общества распространения коммерческого образования возникла идея основания Женского коммерческого училища. Выбор архитектора по предложению П.Г. Котова пал на Николая Львовича Шевякова, приверженца модерна и псевдорусского стиля. Основным архитектурным стилем училища Шевяков выбрал свой любимый северный модерн, основательно «разбив» его при этом элементами псевдорусского стиля.

     В начале ХХ века обращение архитекторов к наследию Древней Руси носило массовый характер. Яростное противоборство модерна и неорусского стиля вскоре привело к появлению такого архитектурного направления, как эклектика. Именно в этом стиле и был разработан проект Шевякова. Весь архитектурный комплекс, и в особенности церковь, нёс характерные элементы ярославского и московского узорочья XVII века, а в блоке церкви – также владимиро-суздальской храмовой архитектуры (декор барабана). Эти исходные архитектурные мотивы были капитальным образом переработаны и осовременены в духе модерна.

      Будучи талантливым архитектором, Николай Шевяков блестяще реализовал задуманный проект. Новое здание не подавляло своими габаритами, а, напротив, создавало у наблюдателя ощущение радостной лёгкости. В немалой степени этому способствовала бело-кремовая цветовая гамма фасадов. Церковь была богато декорирована резьбой по камню, цветной майоликой и керамической плиткой, купола были вызолочены. Все это придавало зданию очень нарядный и праздничный облик.

Размеры церковного помещения позволяли вместить около 300 человек. Но в случае необходимости открывалась раздвижная железная перегородка, рекреационный зал соединялся с храмом, и количество молящихся могло увеличиться до 800-90.

     Внутреннее убранство церкви отличалось богатством. Центральное место в церковном зале занимал двухъярусный иконостас, выполненный из белого итальянского мрамора известным московским мастером В.П. Акимовым. К огромному сожалению, иконостас не сохранился. Пол помещения церкви был выложен мозаикой, а стены до уровня плеч покрывала декоративная керамическая плитка. Для освещения в тёмное время суток служили два кованых бронзовых паникадила, которые, как и другая утварь, были изготовлены в мастерской Д.А. Соколова.

    29 сентября 1903 г. Павел Григорьевич Котов вместе со средствами на строительство пожертвовал Обществу изумительную икону Божией матери «Взыскание погибших» в серебряной ризе с бриллиантами. А 9 июня 1905 г. домовая церковь при Женском коммерческом училище была торжественно освящена в честь этой иконы.

    Выбор в качестве престольной именно этой иконы весьма своеобразен. К 1917 году в нескольких храмах Москвы имелись почитаемые иконы «Взыскание погибших» (к примеру, в храме Рождества Христова в Палашах или в храме святителя Николая в Звонарях), однако насчитывалось всего пять церквей, главный престол которых был посвящен этой иконе, из них три церкви находились в больницах, а одна – в тюрьме. Это достаточно логично, поскольку в соответствии с традицией этой иконе молились люди, погибающие или даже преступившие порог гибели, как физической (неизлечимо больные), так и духовной (совершившие тяжкие грехи). Собственно, отсюда и произошло её название. Тем более странно выглядит выбор этой иконы в качестве престольной для храма в Женском коммерческом училище.

     Легенда о происхождении этой иконы отчасти объясняет загадку. Хотя окончательный канонический образ иконы сформировался лишь в XVII веке, появление данного иконографического типа датируется VI веком нашей эры и описано в апокрифической повести «О покаянии Феофила, эконома церковного во граде Адане», что в Византии. В соответствии с данным текстом, в доме одного архиерея служил эконом по имени Феофил, человек весьма набожный, честный и благочестивый. Однажды по доносу его обвинили в том, что он нечист на руку, и выгнали. Обида эконома на несправедливую кару была столь сильна, что в гневе он отрекся от Бога. Дьявол, бывший, как всегда, начеку, предложил эконому заключить союз с ним. Эконом согласился, но, уже подписав с дьяволом хартию, вдруг опомнился и ужаснулся тому, что натворил. Однако хартия уже была подписана – пути назад не было. В отчаянии он бросился в ближайший храм, заперся там и принялся отчаянно молиться перед иконой Божьей Матери, называя Её «Взысканием погибших». Раскаяние эконома было настолько глубоким и искренним, что Богородица услышала его молитвы и, протянув руку с иконы, вернула изумлённому Феофилу подписанную им страшную хартию.

 

     Возможно, «Взыскание погибших» была выбрана именно за своё «экономическое» прошлое. Сказание о её появлении должно было напоминать будущим коммерсантам об опасности искушений, неизбежных в их профессиональной деятельности, и необходимости в любых условиях твёрдо придерживаться моральных ориентиров.

Сейчас наиболее известные списки иконы Божией Матери «Взыскание погибших» находятся в московских храмах Воскресения Словущего на Успенском Вражке и в храме Положения Ризы Господней на Донской улице.

Празднование иконе совершается Русской православной церковью 18 февраля (5 февраля по юлианскому календарю).

     В 1914 году, согласно воле председателя Московского общества распространения коммерческого образования А.С. Вишнякова, под алтарной частью церкви был устроен склеп для будущего захоронения Алексея Семёновича и его супруги. Однако воле основателя нашего университета не суждено было сбыться: Алексей Семенович скончался в 1919 году, когда о захоронении под церковью не могло быть и речи.

    Небесной покровительницей нашего Института считалась Святая мученица Валентина, день памяти которой отмечается 10 (23) февраля. Сведения о Валентине очень скудны и малочисленны, но известно, что она погибла за веру Христову в Палестине в 308 г. Считается, что Святая Валентина призвана помогать всем пытаемым за веру, а также вводимым в сомнение.

     День Святой Валентины в МКИ ежегодно торжественно отмечался в Московском коммерческом институте. Утром 10 февраля в аудиториях устраивался молебен, а вечером члены Попечительного (как тогда говорили) совета, преподаватели и студенты встречались на банкете, обычно в помещении Купеческого собрания. День Святой Валентины в 1913 г. стал днём открытия здания Московского коммерческого института.

      В годы Первой мировой войны был организован Фонд Святой Валентины. В его задачи входила помощь студентам-фронтовикам и попавшим в немецкий плен.  Ведь в 1914-1917 гг. на фронты Великой войны направились 2,5 тыс. человек, непосредственно имевших отношение к учебным заведениям М.О.Р.К.О. (студенты, сотрудники, выпускники). Собирались денежные средства, отправлялись посылки, велась переписка. Фонд собрал и издал письма студентов с фронтов и из плена. В начале сентября 1914 г. рекреационный зал и часть помещений второго этажа здания Женского коммерческого училища были переданы для организации в них госпиталя для раненых на передовой. Госпиталь, работавший до середины 1917 г., также носил имя Святой Валентины.

      Церковь являлась домовым храмом М.К.И. до принятия Советом народных комиссаров Декрета об отделении церкви от государства и школы от церкви в начале 1918 г. Но как приходская продолжала функционировать до 1926 г., когда была окончательно закрыта. Убранство церкви было сильно повреждено при возведении внутренних перегородок, однако не было уничтожено.

      В Московском коммерческом институте и коммерческих училищах (Женском и Мужском имени Цесаревича Алексея) работали священники. Николай Иванович Боголюбский, преподаватель Богословия, и Сергей Николаевич Булгаков (принял сан в 1918 г.), преподаватель истории экономических и социальных учений, служили в Институте. В училищах преподавали Закон Божий архимандрит Дмитрий (Иван Иванович Добросердов), настоятель домовой церкви Сергей Александрович Виноградов, Александр Николаевич Стефановский и Василий Прохорович Виноградов. В учебных планах М.К.И. Богословие стояло на первом месте, и для лиц православного вероисповедания сдача экзамена по этому предмету на первых двух курсах была обязательной. (См. Приложение).

     Реставрация храма во имя иконы Божией Матери «Взыскание погибших» и исторического IV корпуса в течение полутора лет, с января 2015 г. по сентябрь 2016 г., велась московской Реставрационно-строительной компанией "Архитектурное наследие". Реконструкция вернула архитектурному ансамблю его первоначальный облик. Руководил масштабными работами Главный архитектор Проекта Дмитрий Сергеевич Подъяпольский. Главным архитектором самого проекта реставрации была Татьяна Львовна Кац. Самое непосредственное участие в этой творческой работе принял и отец Леонид (Л. Калинин) – настоятель храма Климента на Пятницкой, член Комиссии по художественному убранству и руководитель Координационной группы специалистов по художественному убранству храма Христа Спасителя, член Союза художников России (Его имя выбито в галерее Славы на стене храма Христа Спасителя). Многие архитектурные детали реставраторам удалось восстановить, другие и вовсе оказались не подвластны времени. Так, сохранились мраморные столбы ограждения парадной лестницы, декоративное оформление лестничного вестибюля, деревянные двери, уникальные ворота, разделяющие храм и рекреационный зал, мозаичный пол церкви, вентиляционные решётки и мозаичный фриз в подклете храма, на двух гранях башенки?шатра колокольни частично сохранилась зелёная керамическая плитка.

      На фасадах и в интерьерах церкви были проведены колоссальные реставрационные работы. Произведены демонтаж перекрытий и перегородок, расчистка фасадов и интерьеров от наслоений и переделок.  Проведена кропотливая работа по реставрации шатра колокольни, облицованного керамическими изразцами, майоликовых панно на фасадах храма, по воссозданию позолоченных куполов. Восстановлены майолики, обнаруженные в люкарнах колокольни (оконных проёмах в скате крыши) и керамические вставки, выявленные под венчающим карнизом. Отреставрирован лепной декор на фасадах храма, венчающий карниз из тёсаного кирпича, в интерьерах – штукатурка стен и сводов. Воссоздан лепной декор подпружных арок и запрестольной иконы. Восстановлена раздвижная на шарнирах и петлях четырёхстворчатая металлическая перегородка (огромные ворота, разделяющие помещения храма и рекреационного зала). Воссозданы великолепные ограждения парадной лестницы. По отдельному проекту изготовлен иконостас, паникадила и другая храмовая утварь.

     Новый иконостас снова представляет собой эпицентр внутреннего убранства храма. Блестящую работу по восстановлению иконостаса, а также мраморных киотов, престола, жертвенников, ограждений солеи произвели художники сергиево-посадской мастерской «Изограф» под руководством Сергея Шахова, Андрея Голева, Николая Аввакумова. По сохранившимся фотографиям и описаниям они воссоздали декор иконостаса, максимально сохранив соответствие общей стилистике здания храма.

     Иконостас выполнен в русско-византийских декоративных мотивах. Его высота– почти семь метров, ширина – семь с половиной.

     Изготовлен иконостас из белого мрамора, добытого в карьерах Коелгинского месторождения (Челябинская область), по-своему уникальном и известном во всём мире как крупнейшее по объёму переработки. Мрамор, добываемый здесь, по эстетико-декоративным свойствам аналогичен итальянскому, но превосходит его по физико-химическим и механическим свойствам. Это позволяет применять мрамор Коелга в условиях российского климата. История ЗАО «Коелгамрамор» составляет 90 лет славных достижений, среди которых только в последние годы можно назвать восстановление Дома Правительства РФ, Храма Христа Спасителя в Москве, мечети Кул-Шариф в Казани. Мрамор Коелга широко известен в США, Европе, Японии.

     Воссозданные в алтаре храма престол и жертвенник, а также парадная лестница изготовлены также из коелгинского мрамора.

     В ярусах иконостаса расположены иконы, представляющие особую значимость именно для нашего храма. Иконы выполнены на металле масляными красками, нимбы позолочены. С обеих сторон иконостаса помещены 14 икон.  Часть икон написаны Сергеем Александровичем Афонским, членом Московского союза художников, Московского отделения союза художников России, доцентом кафедры Рекламы, связей с общественностью и дизайна РЭУ им. Г.В. Плеханова.

Часть здания бывшего Женского училища полностью реконструирована под полноценное использование для учебных целей.

 

     В 2015 г. Попечительский совет Университета преподнёс в дар вузу колокольный набор, состоящий из шести колоколов:

  • Самый крупный, 780-килограммовый колокол, имеет условное имя «Колокол Небесных Сил» и несёт изображения ликов святых, покровительствующих Университету, студенчеству, экономистам и научным работникам.
  • Второй по величине колокол, массой 400 кг, получил название «Университетский». В соответствии с названием на нём изображены логотипы вуза – нынешний и столетней давности (с 1907 по 1919 гг. наш Университет назывался Московским коммерческим институтом).
  • Третий колокол, массой 150 кг, имеет аскетичное оформление. Весь декор сводится к надписи древнерусской вязью: «Лит сей колокол ко Храму при Российском экономическом университете во упокоение душ учивших и учившихся в нём». Этот колокол носит условное имя «Памятного».
  • Остальные колокола – небольшие, массой 15, 10 и 5 кг. Они предназначены для перезвона.

 Отлиты колокола мастерами знаменитого Колокололитейного завода В.Н. Анисимова (фирма «Вера»), что расположен в Воронежской области. Предприятие создаёт церковные колокола (в том числе супертяжёлые весом более 100 тонн) с полным технологическим циклом: от начала проектирования до отливки. Ультрасовременная заводская лаборатория позволяет проводить акустические исследования с помощью математического моделирования частот колокола.

Интересно, что здесь были отлиты копии 18 старинных колоколов Свято-Данилова монастыря. В далёком 1930 г., будучи выкупленными американцами и отправленными в Гарвардский университет, монастырские колокола были спасены от переплавки.  В марте 2009 г. уникальные колокола были возвращены из США на родину, а в Гарвард доставлены их великолепные копии.

14 октября 2015 г., в великий праздник Покрова Пресвятой Богородицы, состоялся чин освещения колоколов для звонницы домового храма во имя иконы Божией Матери «Взыскание погибших». Торжественную церемонию совершил Владыка Арсений, митрополит Истринский, первый викарий Святейшего Патриарха Московского и всея Руси. На этой знаковой церемонии присутствовали ректор нашего Университета профессор В.И. Гришин, представители Попечительского совета, преподаватели, студенты и сотрудники РЭУ.

 

     А 4 июня 2016 г. Высокопреосвященнейший Арсений совершил чин освящения накупольных крестов для домового храма Российского экономического университета имени Г.В. Плеханова во имя иконы Божией Матери «Взыскание Погибших». На этом знаковом мероприятии присутствовали ректор Виктор Иванович Гришин студенты, преподаватели и сотрудники РЭУ.

 

     30 августа 2016 г. был торжественно открыт отреставрированный IV корпус. В мероприятии приняли участие высокие гости во главе с мэром Москвы С.С. Собяниным. Градоначальник посвятил в первокурсники студентов, которые преступили к занятиям в обновлённом корпусе уже с 1 сентября. Вместе С.С. Собяниным Университет посетили заместитель Председателя ЦИК РФ Николай Булаев, Префект ЦАО Владимир Говердовский, руководитель Департамента науки, промышленной политики и предпринимательства г. Москвы Олег Бочаров, российский государственный и политический деятель Владимир Ресин, заместитель мэра Москвы по вопросам транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы Максим Ликсутов.

     Более века назад, в 1905 г. при церкви был создан хор. В его составе было порядка 30 певчих, как из учащихся, так и из сотрудников Женского училища. Хор принимал участие в богослужениях при домовом храме и выступал на различных значимых мероприятиях. А 12 января 2016 г. состоялся первый Рождественский концерт возрожденного хора РЭУ им. Плеханова под руководством главного хормейстера Ольги Ушаковой. Хор сразу же завоевал сердца не только студентов и сотрудников нашего Университета, но и многих москвичей и гостей столицы. Ведь певческий коллектив принимал участие в крупнейших всероссийских мероприятиях. Достаточно упомянуть концерт на открытии Ежегодных Рождественских чтений в Государственном Кремлёвском дворце, Молодёжный Рождественский бал в Измайловском дворце, большой концерт в Крокус сити холле, где хор выступал в сопровождении Большого симфонического оркестра п/у Владимира Федосеева. Хор порадовал своим искусством участников празднования 71-й годовщины Победы в Университете, пел на Красной площади в День славянской письменности, участвовал о Всероссийском фестивале «Симфония гимнов».

Контакты

г. Москва, ул. Зацепа, 41

(IV учебный корпус РЭУ им. Г.В. Плеханова)

Проход в Храм сотрудников и студентов РЭУ осуществляется также через корпус (со стороны ул. Зацепа).